Транспортная сеть Калининграда и области
2016-08-14 12:53

Благодаря наличию единственного незамерзающего российского порта на Балтике и развитой транспортной инфраструктуры, Калининград является важнейшим крупным транспортным узлом региона.

Транспортный комплекс города включает железнодорожный, водный и автомобильный транспорт. Имеется доступ к воздушному транспорту. Действует развитая сеть городского пассажирского транспорта.

Железнодорожный транспорт Калининграда

Калининград является важнейшим узлом железнодорожной сети Калининградской области. В силу своего анклавного положения дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами и в системе перевозок связана с железными дорогами России и государств СНГ через железные дороги Литвы и Белоруссии. Перевозки осуществляются через сопредельные государства Литву по двум сухопутным пограничным переходам (Нестеров-Кибартай, Советск-Пагегяй) и с Польшей по трем пограничным переходам (Мамоново- Бранево, Багратионовск-Бартошице, Железнодорожный-Скандава).

По своей специфике дорога является выгрузочной – объем переработки экспортно-импортных грузов от общего грузооборота составляет 85%.

Основной объем перевозки внешнеторговых грузов осуществляется через морские пограничные переходы постанциям: Калининград, Балтийск и Балтийский Лес. Основной номенклатурой грузов, перевозимых дорогой, являются нефть и нефтепродукты, удельный вес которой составляет 50%, (рост за 4 года в 5 раз) черные металлы 16 , химические и минеральные удобрения 6, лесные 5%), кокс, строительные, уголь 4%.

Магистраль осуществляет тесное взаимодействие с портами, обслуживая 2 морских порта (торговый и рыбный) и 1 речной, 6 терминалов по перевалке нефтепродуктов и 2 терминала по перевалке зерновых грузов.

Калининградский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания, структурное подразделение ТЦФТО филиала ОАОРЖД”. На сегодняшний день услугами этой структуры пользуется порядка 800 грузоотправителей и грузополучателей и 40 экспедиторских компаний, в том числе компаний, осуществляющих международные перевозки.

В целях поддержки предприятий всех отраслей промышленности, ориентированных на перевозку грузов железнодорожным транспортом, ОАОРЖД” разработало комплекс антикризисных мер, направленных на максимальное упрощение планирования объемов перевозок грузов.

Сокращены сроки согласования заявок грузоотправителей до 1 суток – в прямом железнодорожном сообщении, до 3 суток – в прямом международном сообщении со странами СНГ и Балтии, до 5 суток – в международном сообщении с третьими странами, внедрен механизм разрешения погрузки грузов с отсрочкой провозных платежей по соответствующим банковским гарантиям.

Расширяются возможности электронной системы ЭТРАН в сегменте удаленного взаимодействия грузоотправителя и железной дороги, включающего возможность формирование заявок на перевозку грузов, накладной с подписанием электронно-цифровой подписью.

Станция Калининград-Северный (Северный вокзал) обслуживает поезда, соединяющие Калининград с приморскими курортами области – Зеленоградск, Светлогорск и Пионерск.

Главная пассажирская железнодорожная станция города — Калининград-Пассажирский (Южный вокзал). Станция обслуживает как пригородные, так и поезда дальнего следования.

Калининградской железной дорогой ежегодно перевозится более 250 тыс. пассажиров поездами дальнего следования и более 2,5 млн. человек поездами пригородного сообщения.

Основные показатели за 2015 год:

- Эксплуатационная длина – 668 км – Численность сотрудников – 3 921 человек – Средняя заработная плата – 39 837 рублей – Перевезено грузов – 11,4 млн тонн – Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении – 400 тыс человек, в пригородном сообщении – 2,9 млн человек.
Расписание поездов пригородного и дальнего следования и автобусов Калининградской области: http://avtopoezd39.ru

С 2014 году действует на территории городского округа «Город Калининград» новый вид транспорта – рельсобус. Это «городская электричка», которая курсирует между Южным вокзалом, Чкаловском и поселком им.А.Космодемьянского, а также доставляет жителей района «Московский» в центр города всего за 12 минут, что существенно сокращает время нахождения в пути и кроме этого положительно влияет на движение транспорта в часы «пик».

Адрес Калининградской железной дороги: 236039, Россия, г. Калининград, ул. Киевская, 1. Тел. 8 (4012) 58-76-47/факс 8 (4012) 58-66-47.

Морской транспорт Калининграда

Калининград расположен в юго-восточной части Балтийского моря в устье реки Преголя. С морем порт связывает Калининградский морской канал, протяженностью 23 мили. Наименьшая глубина канала 9,0 м. Объявленная проходная осадка судов составляет 8,0м. Длина судов при этом не должна превышать 170м.

Порт Калининград является самым западным незамерзающим портом России, имеющим выгодное географическое положение – не более 600 км от столиц и портов Польши, Германии, Дании, Швеции, стран Балтии. Через него проходят ответвления 2-х трансевропейских транспортных коридоров.

В Калининграде расположены причалы морского торгового, морского рыбного портов. Акватории морского торгового и рыбного портов граничат друг с другом и включают три искусственных гавани – Вольную, Индустриальную, Лесную и часть реки Преголя. По обоим берегам Вольной гавани, на северо-восточном берегу Индустриальной гавани, а также на левом берегу реки Преголя к востоку от Вольной гавани расположены причалы морского торгового порта. В Лесной гавани, на юго-западном берегу Индустриальной гавани и на левом берегу реки Преголя к югу от Лесной гавани расположены причалы рыбного порта.

На 20-ти километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке различных грузов 15 стивидорных компаний, проектные возможности которых позволяют перегружать до 33 миллионов тонн в год.
Навигация в порту – круглогодичная. С начала января и до конца марта-начала апреля ведущий в порт Калининградский морской канал покрывается льдом. Однако, лишь в суровые зимы для проводки судов используются ледокольные буксиры.

Развитие портового хозяйства и морского транспорта является одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития Калининградской области. Объем переработанных грузов портом Калининграда сопоставим с объемом грузов перерабатываемых портами иностранных Прибалтийских государств.

Грузопассажирский транспорт связывает порт Калининград контейнерными линиями с Санкт-Петербургом, портами Голландии, Англии, Германии, Бельгии, Финляндии, Дании и стран Балтии, грузопассажирскими паромными линиями с Санкт-Петербургом, железнодорожно-паромной линией с Усть-Лугой (Ленинградская область). В Калининграде открыты офисы контейнерных операторов, таких как Maersk, MSC, CMA CGM, Unifeeder паромного оператора DFDS LISCO. В порт заходят круизные суда с туристами (до 10 судозаходов в год).

Калининградский морской рыбный порт (www.kmrp.ru) всегда был базовым для обработки рыбопромослового флота на Северо-Западе страны. Сегодня к порту приписаны около 200 судов. Порт обеспечивает буксировку и швартовку судов; погрузочно-разгрузочные операции с рыбными, мясными пакетированными, навалочными, штучными, наливными грузами, нефтью и нефтепродуктами; хранение рыбной и мясной продукции, бункеровку судов топливом в порту; полный спектр экологических услуг и водолазный осмотр судна; монтаж, наладку грузовых технологических линий, строительство складских помещений и т.д.

Территория порта составляет 114 га. Наличие относительно глубоководных, высокомеханизированных причалов позволяет порту принимать и обрабатывать различные типы промысловых и транспортных судов грузоподъемностью до 15 тыс.т.

Производственный потенциал позволяет порту обрабатывать ежегодно более 1000 российских и иностранных судов и более 25 тысяч железнодорожных вагонов.

Особенностью порта является возможность подтверждения качества продукции, с которой работают грузоперевозчики. Анализом пищевой продукции и питьевой воды занимается технологическая лаборатория химико-биологического исследования. Анализ нефтепродуктов, сточных, судовых нефтесодержащих вод осуществляет лаборатория топливно-грузового комплекса.

В 2006 году Калининградский морской рыбный порт начал перевалку контейнеров, грузы в которых поставляются для предприятий Особой экономической зоны Калининградской области. Контейнерный терминал – это главное направление для внутреннего инвестирования.

На грузовых причалах установлены 34 портальных крана грузоподъемностью от 5 до 32 тонн. Складское хозяйство включает в себя 42185 кв.м крытых (отапливаемых и неотапливаемых) и 47808 кв.м открытых складов. В порту функционируют 3 холодильника на 20 тыс.т. грузов единовременного хранения. На территории рыбного порта расположены специализированные комплексы по перевалке удобрений навалом, жидких удобрений, по обработке судов типа Ро-Ро, пассажирский терминал.

Комплексы по перевалке жидких удобрений находятся на причалах 18 и 29. Он включает 8 резервуаров для жидких грузов общей емкостью 32000 т. Мощности терминала позволяют обеспечить перевалку до 2,0 млн.тонн грузов в год.

Терминал по перевалке удобрений навалом действует на причале 21. Он принимает к обработке суда с осадкой не более 7,9 м, диной до 170 м и шириной до 30 м. На терминале расположен склад на 18000 тонн единовременного хранения грузов. Он разделен на три отсека, что позволяет хранить грузы разных отправителей. Перегрузочное оборудование обеспечивает погрузку судов как со склада, так и с вагонов с производительностью до 240 т/час. Мощность терминала – 700 тыс.тонн в год.
Обработка судов типа Ро-Ро осуществляется на причалах 17 и 31. На причале 25 действует пассажирский терминал. Он принимает суда на подводных крыльях и крупные морские пассажирские лайнеры.

Грузовые работы и обслуживание пассажиров на причалах рыбного порта выполняет ГУП “Калининградский морской рыбный порт”.

Калининградский морской торговый порт располагает 20 причалами общей длиной более 3 км. Восемнадцать из них являются грузовыми. Глубины вдоль них колеблются от 8,0 до 9,0м. Общая длина причальной линии в порту – 3170 п.м.

На территории порта работают производства: по фасовке минеральных удобрений, по доработке таких грузов как коксовая крошка, пиломатериалы.
Калининградский морской торговый порт совместно с взаимодействующими с ним экспедиторскими, агентскими, фрахтовыми и др. компаниями предоставляет полный комплекс услуг, связанных с транспортировкой грузов от отправителя к получателю и стоянкой судов в порту. Основными из них являются: погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, экспедирование грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, включая расчёты за перевозку грузов железнодорожным транспортом непосредственно с администрацией железной дороги, логистика, буксировка/сопровождение судов для выполнения маневров на канале и в портах, швартовые операции, перевозка любых грузов автомобильным транспортом как по территории региона, так и в другие страны и т.д.

Грузовые работы в торговом порту выполняются с помощью портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 40 тонн общим количеством около 60 единиц. Для внутрипортового перемещения грузов имеется большое количество мобильных погрузчиков грузоподъемностью от 1 до 40 тонн.

Общая площадь открытых складов торгового порта составляет 215 тыс.кв.м, площадь крытых складов – 60 тыс.кв.м. Крытые склады имеют рампы и подъездные железнодорожные пути. Один из них площадью 4 тыс.кв.м предназначен для хранения фруктов и овощей с температурным режимом от 0 до +13 градусов.

В торговом порту может переваливаться широкая номенклатура сухих грузов: уголь, кокс, руды, металлы, ферросплавы, металлопрокат, зерно, сахар, удобрения (сухие и жидкие), контейнеры, лесные грузы, продовольственные и рефрижераторные грузы, бумага, целлюлоза. Работы по перевалке грузов на большинстве причалов выполняет ЗАО “Морской торговый порт” – дочернее предприятие ОАО “Морской торговый порт Калининград”.
Перевалка зерновых грузов и удобрений осуществляется на специализированных терминалах.

Зерновой терминал расположен на причалах 7, 8 и 9. На каждом из них находится элеватор для хранения зерна. Общая емкость элеваторов составляет 46 тыс.тонн. Они оснащены подъемно-транспортным оборудованием производительностью 175 т/час. Одновременно могут выгружаться четыре вагона с зерном, всего за сутки может быть выгружено – 50 вагонов. К одновременной погрузке могут быть приняты два судна с суточной производительностью грузовых работ до 3000 тонн зерна. Работы на зерновом терминале выполняет ОАО “Портовый элеватор”.

Терминал по перевалке удобрений навалом расположен на причале Ро-1 длиной 200 м. Его мощность – 700 тыс. удобрений в год. Терминал включает склад емкостью 13000 т с двумя изолированными отсеками, что позволяет хранить одновременно 2 вида удобрений. Перевалка грузов осуществляется с помощью специализированного перегрузочного оборудования, обеспечивающего погрузку судов в любую погоду с производительностью 3000-4000 тонн в сутки. Глубины у причала Ро-1 и на морском канале позволяют загрузить в судно до 19000 тонн удобрений. Далее оно может быть догружено до 25000 тонн на причале догрузки в порту Балтийск. Для этих целей используются два плавучих склада (баржи) общей вместимостью 5600 тонн. Подъездные железнодорожные пути терминала позволяют принять до 100 вагонов одновременно. Скорость их разгрузки – 6 вагонов в час. Терминал располагает оборудованием для расфасовки удобрений в биг-бэги. Работы на терминале ведет ЗАО “Терминал ГМБ”.

Терминал по перевалке жидких удобрений осуществляет перевалку грузов на 16-м причале. Он располагает тремя резервуарами емкостью по 3000 куб.м каждый.

Порт имеет прямой договор с ОАО “Российские Железные дороги” на экспедирование грузов по железной дороге, а также договоры о сотрудничестве с Литовской и Белорусской Железной дорогой. В порту работает автоматизированная система учета грузов, в т.ч. контейнеров.

Воздушный транспорт Калининграда

В 24 километрах от Калининграда находится аэропорт Храброво. С 1989 года он имеет статус международного. Аэропорт оборудован одной взлётно-посадочной полосой с асфальтобетонным покрытием, длинной 2500 метров и шириной 45 метров, а также современным радиосветотехническим оборудованием аэродрома, что обеспечивает посадку по минимуму первой категории ИКАО и позволяет принимать основные типы воздушных судов.

Разделение пассажирского терминала на 2 сектора «B» и «C» позволяет разграничить пассажиропотоки и одновременно обслуживать внутренние и международные рейсы. В аэровокзальном комплексе установлены современные кабины пограничного контроля, стойки зоны таможенного досмотра, информационные табло, банкоматы, пункт обмена валюты, терминалы на оплату услуг, стойки туристических фирм и проката автомобилей. Для комфорта пассажиров в терминале аэровокзала расположены залы повышенной комфортности (VIP-зал и Бизнес-зал).

Аэровокзал оснащен современной четырехуровневой системой обработки багажа, способной одновременно обслуживать трансфертный багаж и багаж со стоек регистрации.

Грузовой терминал площадью более 2500 кв. м оснащен механизированным комплексом обработки грузов и досмотровой техникой. Производственные мощности терминала позволяют обрабатывать 50 тонн груза в сутки.

16 апреля 2013 года в аэропорту «Храброво» состоялась закладка капсулы по случаю начала реализации проекта по реконструкции аэропортового комплекса.

Основная цель проекта по созданию, расширению и перевооружению объектов транспортного назначения аэропорта в поселке Храброво – повышение объёма и качества услуг. Проект также призван усилить безопасность, обеспечить регулярность и комфорт полётов граждан Российской Федерации и иностранных государств.

Проект направлен на повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области, обеспечение возможности проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В планах:

- развитие многофункционального коммерческого комплекса в 2015-2020 годах; – устранение негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиаобслуживания; – синхронизация развития аэровокзального комплекса с модернизацией аэродромного комплекса: взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов, авиационной метеорологической станции, финансируемой за счет средств федерального бюджета.

По итогам работы в 2015 году аэропорт «Храброво» обслужил на 5,64% больше пассажиров, по сравнению с 2014 годом. Общее количество обслуженных пассажиров составило 1 542 360 человек.

Внутренними воздушными линиями воспользовались 1 396 736 человек, что на 13,68% больше, чем в прошедший период. В то же время пассажиропоток на международных направлениях снизился по сравнению с 2014 годом на 37,07% и составил 145 624 человек.

Общее число самолетовылетов в 2015 году составило 8 060, что на 1,46% больше, чем в 2014 году.

Общий объем грузоперевозок составил 5 505,408 тонн, снизившись по сравнению с прошлым годом на 6,18%.
В 2015 году полеты по 20 внутренним и международным направлениям осуществляла 21 авиакомпания. Самыми востребованным внутрироссийским направлениями в прошедшем году были Москва и Санкт-Петербург. Основной объем пассажиропотока обеспечили авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Победа» и «Оренбургские авиалинии».

В декабре 2015 года число пассажиров на внутренних линиях увеличилось на 17,92% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года и достигло 112 093 человека, в то же время на международных линиях снижение пассажиропотока достигло 68,10% – до 3 506 человек. В целом за декабрь 2015 года пассажиропоток аэропорта «Храброво» увеличился на 9,01% и составил 115 599 пассажиров.

Расписание авиарейсов Калининградского аэропорта: www.kgd.aero

Автомобильный транспорт Калининграда

Важнейшим видом международного, внутриобластного и городского транспорта является автомобильный. В городе развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием, которые составляют 87,7% от общей площади улиц, проездов и набережных.

Автомобильный транспорт выполняет регулярные рейсы в города Белоруссии, Германии, в страны Балтии, Польши, Чехии и др. города Европы. Перевозка грузов на международных сообщениях осуществляется под контролем регионального представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (http://www.asmap.ru).

Важнейшие автодороги, подходящие к городу:
А229 Калининград — Черняховск — литовская граница (на Минск). Часть E 28 и E 77.
А194 Калининград — Ладушкин — Мамоново — польская граница (на Эльблонг). Часть E 28 и E 77.
Калининград — Полесск — Большаково (далее в Советск)
Калининград — Зеленоградск (далее по Куршской косе на Ниду и Клайпеду)
Калининград — Переславское — Светлогорск
Калининград — Приморск — Балтийск
Калининград — Багратионовск — польская граница (далее в Ольштын)

Пограничные переходы для автомобильного транспорта:

с Литвой: Советск — Панемуне (по мосту королевы Луизы через Неман), Чернышевское — Кибартай, переход на Куршской косе : Куршская коса – Нида, Пограничный – Рамонишкяй

с Польшей: Багратионовск — Безледы, Мамоново — Гронёво, Мамоново-2 — Гжехотки, Гусев – Голдап.

Регулярные автобусные маршруты связывают Калининград с Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей и Германией.

В Калининграде два автовокзала. «Старый» автовокзал расположен на площади Калинина, рядом с железнодорожной станцией Калининград-Пассажирский и используется преимущественно для внутриобластных перевозок. Международный автовокзал расположен в конце Московского проспекта. С этого международного автовокзала отправляется более 90 % регулярных международных автобусных рейсов в Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Германию и Республику Беларусь.

Расписание автобусов Калининградской области: http://avtopoezd39.ru

В августе 2008 года началось строительство автомагистрали «Приморское кольцо», которая свяжет Калининград с приморскими городами – Светлогорском, Пионерским, Зеленоградском, Балтийском, Светлым и международным аэропортом Храборово. Будет построена четырёхрядная магистраль с максимальной скоростью движения 120 км/ч.

27 октября 2009 года состоялось открытие первого участка автострады Калининград — Зеленоградск с ответвлением в аэропорт Храброво. В ноябре 2011 года введен участок дороги, связывающий Светлогорск и Зеленоградск с ответвлением на Пионерск.

Городской пассажирский транспорт Калининграда

Калининград имеет разветвлённую маршрутную сеть, охватывающую все микрорайоны города. В 2016 году в городе действуют 71 маршрут, в том числе: 31 маршрут автобусов большого класса, 33 маршрута автобусов малого класса, 2 трамвайных и 5 троллейбусных маршрутов. Транспортные услуги населению оказывают 9 транспортных предприятий: муниципальное казенное предприятие (МКП) «Калининград-ГорТранс» и 8 предприятий частной формы собственности. Доля участия каждого вида городского транспорта общего пользования в пассажирообороте составляет: муниципальный пассажирский транспорт 14%, частные автобусы большого класса – 43%, малого класса – 43 % .

Для организации регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по маршрутам городского округа задействовано 285 автобусов большого класса, 301 автобуса малого класса, 24 трамваев и 60 троллейбусов.

В 2016 году тариф в 18 руб. на перевозки пассажиров транспортом общего пользования городского округа являлся одним из самых низких в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации.

Администрацией городского округа ежегодно заключается соглашение с перевозчиками о перевозке по маршрутам города льготных категорий граждан по ежемесячному социальному проездному билету стоимостью 700 рублей, пенсионеров по старости, не имеющих льгот по федеральному и региональному законодательству по ежемесячному социальному проездному билету стоимостью 300 рублей, школьников и воспитанников реабилитационных учреждений социальной сферы по билетам стоимостью 13 рублей. Бесплатно осуществляется перевозка всеми видами транспорта общего пользования участников и инвалидов Великой Отечественной Войны (по проездному билету установленного образца) и Почетных граждан города Калининграда (по удостоверениям установленного образца).

Договорами, заключенными с перевозчиками до 01.03.2016 года предусмотрено ежегодное обновление 10% подвижного состава, в том числе и автотранспортными средствами, приспособленными для перевозки маломобильных групп населения.

В соответствии с условиями проведенного конкурсного отбора, в целях повышения удобства и качества транспортного обслуживания жителей и гостей Калининграда, на весь пассажирский городской транспорт общего пользования осуществлена установка аппаратуры спутниковой радионавигационной системы GPS/ГЛОНАСС, а подвижной состав оборудован автоинформаторами.

Информация предоставлена Администрацией города Калининград


  © 236000.ru